1. Добро пожаловать на форум «Дизайн интерьера»!

    Мы - самый старый и самый большой профессиональный форум интерьерных дизайнеров в русскоязычном интернете. Если у вас есть вопросы о дизайне интерьера, если вы хотите пообщаться на темы дизайна, если вы сами дизайнер интерьера или декоратор и хотите развиваться в профессии, наш форум - лучшее место, где вы можете заняться поиском нужной информации. Прочтите, зачем вам нужен этот форум, если вы не дизайнер интерьера, и зачем он вам нужен, если вы дизайнер.

    Зарегистрируйтесь на форуме сейчас! Это просто и бесплатно!
    Скрыть объявление

Как снимать интерьер небольших помещений.

Тема в разделе "Фотораздел", создана пользователем Игорь Фаткин, 29 апр 2015.

  1. Игорь Фаткин

    Игорь Фаткин Профессиональный участник

    Регистрация:
    27.04.15
    Сообщения:
    9
    Благодарности:
    13
    Город:
    Москва
    О чём речь вообще пойдёт?

    Все любят большие пространства с большим количеством света и воздуха. В них приятно находиться и их одно удовольствие снимать. Однако, иной раз мы имеем дело и с довольно-таки скромными в плане метража интерьерами. И когда дело доходит до съёмки, мы сталкиваемся с некоторыми проблемами.

    Вообще, мы будем обсуждать компоновку кадра и выбор объективов. Вопрос, конечно, с одной стороны чисто технический. Но не совсем. А даже наоборот, оставляя технические аспекты лишь в качестве закулисных персонажей и работников сцены, я бы хотел всё внимание направить на восприятие фотографии зрителем, неважно какого уровня профессиональной фотоподготовки.

    При этом я, во-первых, практически уверен, что большинство читателей неплохо разбираются в основах заявленной темы; а во-вторых, поскольку предметом статьи является субъективное восприятие фотографий интерьера, я хочу совместить приятное с полезным и провести небольшое исследование: мне очень интересно что опытный читатель думает по поводу использования тех или иных визуальных приемов.

    Впрочем, зайдём немного издалека и объявим технический перерыв.

    Минутка технической информации.
    Принято считать, что идеальным инструментом для интерьерной съёмки является широкоугольный объектив. Но давайте определимся. Классическое понятие «широкоугольника» подразумевает под собой фокусное расстояние от 24 миллиметров до 50. При этом, из опыта могу сказать, что в повседневной жизни и неспециалистами «широкоугольником» называется сверхширокоугольный объектив (с фокусным расстоянием меньше 24). Почему? Потому что он даёт очень заметные глазу перспективные искажения. В Мире Обывателя это означает ярлык «широкоугольный». Поэтому сейчас мы определимся с терминологией в рамках этой статьи: а именно, чтобы не запутаться, будем использовать один термин: «широкоугольный». Вообще, слово «сверхширокоугольник» я слышал последний раз лет 10 назад от дедушки-преподавателя в фотокружке при университете (кажется, он восхищенно рассказывал про даваемые сверхширокоугольной оптикой перспективные искажения нижних конечностей молодых особей женского пола).

    Так вот. Подходя вплотную вопросу выбора оптики для интерьерной съёмки небольших пространств, обозначим одну из главных проблем современности. Если работу фотографа в «тесном» интерьере представить диаграммой типа «Инь и Янь», то двумя вечно враждующими силами, чёрным и белым будут две стихии: «Ой А Чё Всё Такое Вытянутое» и «Блин А Почему Комод Не Влез Целиком».

    На самом деле, кто из дизайнеров при съёмке результатов своей работы не сталкивался с проблемой ограниченного пространства! Когда с одной стороны на снимке хочется показать изящество планировочного решения, игру сочетания цвета, форм и фактур, а с другой — избежать явных перспективных искажений при попытке включить больше пространства в кадр. Скажу вот что: разные снимки с одинаковым углом обзора могут восприниматься по-разному: один будет смотреться гармонично и «правильно», другой будет вызывать дискомфорт и казаться «вытянутым». Где эта грань и почему она возникает? Давайте разбираться.

    Объять необъятное. Широкий угол.

    Для начала давайте пройдём небольшой тест. Посмотрите на фотографию и скажите, кажется ли вам она «искаженной» и «вытянутой»?
    [​IMG]

    Пока вы размышляете над ответом, сделаем еще одну техническую паузу.

    Вторая минутка технических подробностей.
    Прямая линейная перспектива — вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). В фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

    Вернёмся к снимку. Сюжет снят на 14 миллиметров. Четырнадцать! Это дальний предел сверхширокоугольности объективов, после которого идут уже объективы типа «рыбий глаз». Если присматриваться, явно видны перспективные искажения, которые особенно четко можно проследить по: а) разной ширине кроватей, б) разному размеру светильников в центре кадра и по краям, в) слегка искаженной перспективе стула слева. Давайте на скорую руку попробуем убрать эти искажения и посмотрим что получится.
    [​IMG]

    Смотрите: кровати и светильники стали одного размера; стул пришёл в норму. Стало ли нам от этого лучше? Нет. Мы сейчас даже не принимаем во внимание появившуюся дисторсию (видите как изогнулись прямые линии брёвен и досок?) — это просто результат цифрового исправления перспективных искажений. Важно другое. Дело в том, что во время съёмки автор снимка стоит, прижавшись спиной к углу комнаты. Это значит, что снять аналогичный сюжет на менее широкоугольный объектив (без применения панорамной склейки) просто невозможно: абсолютно уходят композиция и суть кадра. Мы также потеряли комод, люстру и голову зверя.

    Небольшие искажения пропорций на изначальном снимке в данном случае приемлемы и, более того, не вызывают сильного ощущения дискомфорта: стул и светильники не являются центрами композиции, а разница в размере кроватей не режет глаз. Второй довод в защиту экстремальной широкоугольности изначального снимка: комната кажется намного более просторной.

    Отсекаем лишнее.

    Итак, видно, что нет ничего страшного в том, чтобы иной раз устроить эксперименты с углом обзора на снимке. Что же теперь? Всякий раз брать самый широкоугольный объектив? Нет. Приведём обратный пример. Вспомним ребят, испытывающих на себе давление силы «Почему Комод Не Влез Целиком». Это отчасти обусловлено неосознанной боязнью упустить хоть одну важную деталь. Но иногда при съёмке нужно быть безжалостным.

    Этот снимок я сделал пару дней назад специально для иллюстрации настоящей статьи. Он снят при помощи объектива с фокусным расстоянием 20 миллиметров. Это значительно больше по сравнению с предыдущим примером.
    [​IMG]

    А теперь посмотрим на тот же ракурс, но снятый на 35 миллиметров.
    [​IMG]

    Какой снимок на ваш взгляд выглядит более удачно? Посмотрите, на втором срезаны: унитаз, люстра, ножка тумбы. Но! Взамен мы получаем гораздо более цельную и «плотную» композицию. Посудите сами, важно ли в данном случае видеть унитаз и люстру целиком? Вряд ли. Первый непринципиален, вторая — раскрывает свою суть и показав лишь часть себя (плюс отражается в зеркале). Что до тумбы, я не вижу ничего плохого в том, что мы не видим её ножку: она точно такая же, как и та, что справа. Легкий дискомфорт я испытываю лишь от того, что нижний край тумбы слишком близок к границе снимка, но поскольку кадр был сделан специально для иллюстрации статьи, я не слишком терзаюсь этим фактом :–).

    К тому же из-за немалого количества пустот на первой фотографии мы волей-неволей больше внимания обращаем на перспективные искажения, которые в данном оправданы желанием непременно включить в кадр весь унитаз и ножку тумбы.

    Задача фотографа в отличие от художника, имеющего перед собой пустой холст и располагающего на нём объекты в соответствие с сюжетом и композицией, — отсечь лишнее из бесконечного количества композиционных решений.

    Что в итоге?

    На мой взгляд, важно иметь понимание для чего используется тот или иной метод и применять его осознанно. Самый важный аспект — цельная композиция с правильными акцентами, заставляющая зрителя рассматривать фотографию и преподносящая объект съёмки в выигрышном свете.

    Теперь самое интересное. Мне очень хотелось бы узнать мнение уважаемых участников форума по описанному вопросу. Дизайнеры, делитесь! Как быть в случае с «тесными» интерьерами? Что вы думаете насчёт явных и не очень перспективных искажений? Считаете ли это допустимым? В каких случаях? Можно с примерами. Буду очень рад встречным вопросам. Давайте обмениваться мнениями!
     
    Это понравилось Metall, Страница, Lu-x и еще 3.

  2. daproekt

    daproekt Герой форума

    Регистрация:
    12.11.13
    Сообщения:
    1.417
    Благодарности:
    1.069
    Город:
    Москва
    Возможен и оправдан такой подход для раскрытия интерьера: общие виды помещения + фрагменты/детали.
     
    Последнее редактирование: 30 апр 2015
  3. Georges Tonnelier

    Georges Tonnelier Заблокирован

    Регистрация:
    18.10.14
    Сообщения:
    1.716
    Благодарности:
    2.247
    Город:
    Земля
    Игорь Фаткин, хорошая статья! :)
    А сферичку практикуете? (Это и ответ сразу на поставленные вопросы) :)
     
  4. Ромашкова

    Ромашкова Известная личность

    Регистрация:
    15.11.14
    Сообщения:
    583
    Благодарности:
    530
    Город:
    Москва
    По-моему, эта статья полезна и визуализаторам интерьеров. На форуме многие предлагают услуги визуализации, показывают очень качественно и красиво сделанные интерьеры, как правило, достаточно больших помещений. А потом, когда уже выкладывают свои текущие работы (обычно с дизайнерами нашего форума) средних не очень больших квартир, то смотришь и удивляешься, а где же тот профессионал, чьи работы я видела в начале темы? Визуализатор должен "вкусно" подать идеи дизайнера, в самом выгодном ракурсе (естественно, ничего не искажая). Я, например, выставляю в сцене одного не очень большого помещения до 10-15 камер, рассматриваю каждый ракурс, в результате отбираю не больше 4-х.
    Муж увлекается фотографией, один раз дал попробовать объектив 9-18мм. Мне кажется, если пробовать и анализировать ошибки/удачи, то достаточно легко можно создавать неплохие кадры (я только про интерьер и не касаясь вопросов освещения).
     
    Последнее редактирование: 30 апр 2015
    Это понравилось Aliendesign.
  5. Игорь Фаткин

    Игорь Фаткин Профессиональный участник

    Регистрация:
    27.04.15
    Сообщения:
    9
    Благодарности:
    13
    Город:
    Москва
    Спасибо!
    Панорамы я снимаю достаточно много, да. Но формат, естественно, не печатный. Хорошо получаются этакие виртуальные презентации. По производствам, например, вот как тут я делал: http://www.igrfatkin.ru/360/tehnonikol. Но интерьер, конечно, тоже можно снять, если предполагается просто в сети демонстрация.
     
  6. Игорь Фаткин

    Игорь Фаткин Профессиональный участник

    Регистрация:
    27.04.15
    Сообщения:
    9
    Благодарности:
    13
    Город:
    Москва
    Вот это вы точно подметили, я даже не подумал об этом сперва.

    И как результат?
     
  7. Andgel

    Andgel Член клуба

    Регистрация:
    21.12.09
    Сообщения:
    362
    Благодарности:
    62
    Город:
    москва
    Отсекаем лишнее.

    Итак, видно, что нет ничего страшного в том, чтобы иной раз устроить эксперименты с углом обзора на снимке. Что же теперь? Всякий раз брать самый широкоугольный объектив? Нет. Приведём обратный пример. Вспомним ребят, испытывающих на себе давление силы «Почему Комод Не Влез Целиком». Это отчасти обусловлено неосознанной боязнью упустить хоть одну важную деталь. Но иногда при съёмке нужно быть безжалостным.

    Этот снимок я сделал пару дней назад специально для иллюстрации настоящей статьи. Он снят при помощи объектива с фокусным расстоянием 20 миллиметров. Это значительно больше по сравнению с предыдущим примером.
    [​IMG]

    А теперь посмотрим на тот же ракурс, но снятый на 35 миллиметров.
    [​IMG]


    Во втором случае композиция нехороша. Она и в первом не очень, но в втором еще хуже.
     
    Это понравилось Olga Terekhova.
  8. Aliendesign

    Aliendesign Модератор Профессиональный участник

    Регистрация:
    14.01.11
    Сообщения:
    1.194
    Благодарности:
    624
    Город:
    Москва
    Лучше брать сразу 2-3 объектива и экспериментировать. Сама лично не люблю искажения, но иногда такие помещения бывают по геометрии, что просто не обойтись без эффекта "рыбьего глаза" :(. Не обязательно весь материал потом выкладывать в портфолио, но чтобы для себя фотоинформация осталась.
     
  9. Игорь Фаткин

    Игорь Фаткин Профессиональный участник

    Регистрация:
    27.04.15
    Сообщения:
    9
    Благодарности:
    13
    Город:
    Москва
    Аргументируете?
     
  10. Игорь Фаткин

    Игорь Фаткин Профессиональный участник

    Регистрация:
    27.04.15
    Сообщения:
    9
    Благодарности:
    13
    Город:
    Москва
    Да, на съёмку я всегда беру большое количество оптики. С другой стороны, практически всегда, осмотрев объект заранее, становится понятно как и чем снимать, но хорошая и неожиданная мысль может прийти в любом случае :–).
     
    Это понравилось Lu-x.
  11. Madporcupine

    Madporcupine Член клуба

    Регистрация:
    19.04.09
    Сообщения:
    200
    Благодарности:
    85
    Город:
    Ростов-на-Дону
    В 3д реализовать проще всегда можно вынести камеру за пределы помещения + клипинг и объектив можно крутить на лету какой хочешь, бывают сложные моменты но очень редко и то можно делать чуть изменив соотношение сторон
     
  12. lecompt1221

    lecompt1221 Участник

    Регистрация:
    20.11.13
    Сообщения:
    6
    Благодарности:
    0
    Город:
    Москва
    Спасибо автору за интересный материал
     
  13. анастасия1990

    анастасия1990 Новичок

    Регистрация:
    21.05.15
    Сообщения:
    1
    Благодарности:
    0
    Да материал, очень интересный . У меня друг он фотограф, и сейчас начал заниматься интерьером помещений. Ну так я хочу сказать у него отлично получается!!))) А фотографирует иногда снимает на видео потом там через свои программы фотошопит. А что за камера у вас?
     

    Вложения:

    • 511355445.jpg
      511355445.jpg
      Размер файла:
      33,9 КБ
      Просмотров:
      50
  14. feodosiya

    feodosiya Герой форума Профессиональный участник

    Регистрация:
    07.10.08
    Сообщения:
    3.864
    Благодарности:
    473
    Город:
    Москва
    Я полностью согласна.
    На мой взгляд в этом примере первый кадр гораздо более удачнее выглядит по композиции, хотя и он тоже не особо хорош.
    Так что - отсекаем лишнее - не всегда работает. :)
    А особенно второй кадр испортил мааааленький кусочек правого угла - очень случайный.
    И уж, конечно, аргументировать отрезанные ножки тем, что они такие же как и оставшиеся - ну совсем уж странно. :)
    Так что пример, на мой взгляд, неудачный.
    Но сама идея рассказать о приемах съемки маленьких помещений - замечательная.
    Давайте теперь примеры действительно маленьких помещений. :)
     
    Это понравилось Olga Terekhova.
  15. Malika

    Malika Участник

    Регистрация:
    24.06.15
    Сообщения:
    10
    Благодарности:
    1
    Присоединяюсь спасибо большое!!! Очень познавательно! :)
     
  16. freestyler 33

    freestyler 33 Известная личность

    Регистрация:
    15.04.15
    Сообщения:
    613
    Благодарности:
    109
    Город:
    Москва
    Вариантов для съемки маленьких немного- это съемки из окон и дверных проемов, монтаж камеры к потолку, сферическая фотосъемка, фотосъемка кусками.
     
  17. vanuhan

    vanuhan Участник

    Регистрация:
    27.10.14
    Сообщения:
    25
    Благодарности:
    3
    да все верно кусочками можно, и линцу обязательно специальную нужно
     
  18. freestyler 33

    freestyler 33 Известная личность

    Регистрация:
    15.04.15
    Сообщения:
    613
    Благодарности:
    109
    Город:
    Москва
    Необязательно, можно скачать программу PTGui и сшить несколько кадров в один. Сшивает он автоматически, а потом снимок преобразовать в фишайный. Главное снимать с одной и той же выдержкой и диафрагмой.
     
  19. Yaisa

    Yaisa Участник

    Регистрация:
    28.07.15
    Сообщения:
    12
    Благодарности:
    2
    на широкоугольник вполне инт ересно получается и создается дополнительное пространство на снимке
     
  20. Tempy

    Tempy Новичок

    Регистрация:
    13.12.15
    Сообщения:
    3
    Благодарности:
    0
    Город:
    Москва
    широкоугольник, потдерживаю
     

Поделиться этой страницей